Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Автор: Куликова Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей Невского района Санкт- Петербурга. « День рождения лучший праздник»» Использование разных видов кукольного театра в организации досуга (Совместная деятельность с детьми). Планируя проведение с детьми досугов, тематических занятий, педагог часто затрудняется в выборе игрового сюжета, на основе которого будет строиться деятельность детей. Как мы полагаем, в этом случае лучший выход – придумать сюжет вместе с детьми. Включая детей в процесс сочинения, мы создаем естественную ситуацию, стимулирующую творческую активность в различных видах деятельности. Ведь нужно придумать не только само содержание, но и то, как его обыграть, как оформить и озвучить. В этот процесс включаются, как правило, все педагоги, а иногда и родители. Безусловно, придумать сюжет, оформить его в целостное действие непросто не только для ребенка, но и для взрослого. Если есть подсказка, опора на какую-либо смысловую модель – тогда значительно проще. Такие модели нам подсказывают в первую очередь сказки, мультфильмы и прочее. На чем же строиться самый простой игровой сюжет? Конечно, на конкретном замысле, в котором есть свой герой (или герои) и его антипод; столкновение героев и антипода приводит к конфликту. Сюжетная линия выстраивается на ряде событий, взаимосвязанных друг с другом, и в конечном итоге приходит к развязке – разрешению основного конфликта. Для педагога важно представить эту модель, для того, чтобы умело направлять ход рассуждений игрового замысла. Главное, чтобы сюжеты были близки и понятны детям, побуждали у них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире ценностей. Безусловно, самостоятельно придумать сюжет дошкольникам еще трудно, но педагог может не прямо подсказать, а подвести детей к созданию в игре конфликтной ситуации и на этой основе побудить их к придумыванию различных версий развития сюжета. Как правило, дети более свободны в своих «придумках», так как у них меньше стереотипов, чем у взрослых. Однако подытожить развитие сюжета, оформить его в целое действие – задача еще сложная для детей, и поэтому тут необходима помощь педагога. В основе организации досуга (или развлечения) с детьми лежит, как правило, какая-нибудь тема, актуальная и интересная в данный момент. В нашем случае это день рождение ребенка. Хорошо, когда день рождение не ограничивается только сбором подарков и застольем. Необходимо, чтобы ребята нашли возможность проявить свои творческие способности. Самое главное- это вызвать у детей интерес к игре, пробудить мотив к разворачиванию творческой деятельности. Попробуем разобрать это на примере сочинения нашего игрового сюжета. Сначала мы с детьми придумали тему нашего игрового сюжета – празднование дня рождения - это день рождение Фиалочки ( девочка, чей день рождения был в марте месяце, назвала себя цветком- фиалкой). Решили, где будет происходить действие. Все дети единодушно предложили, что действие будет происходить на цветочной поляне. Отсюда сразу же появились персонажи- цветы, которые росли на этой полянке. Далее, по сюжету, придуманному детьми, цветочки поздравляли Фиалочку с днем рождения. (ниже приведены примеры высказывания детей. (Приложение 1). Педагог предложила детям придумать, кто бы еще мог прийти к Фиалочке и цветочкам на полянку? Вот проблема, которую педагог решает вместе с детьми. Вспоминаются разные смешные анекдоты, шутки, аттракционы, клоунады, дразнилки и пр. Дети отбирают тот материал, который вызывает у них самих больше всего смеха. Так были выбраны клоуны и дрессировщица с собачками. А дальше нужно было придумать конфликт. Кто бы помешал Фиалочке и ее гостям веселиться? Было несколько предложений от детей, но педагог умело направила ход рассуждений детей, заговорив с ними о полезных и вредных насекомых. Тут и родилась идея ввести противных букашек, которые пытались причинить вред цветам. Для разрешения конфликта были выбраны птицы. Таким образом, создается сцена за сценой и в итоге – развязка конфликта, которую, безусловно, в данном варианте подсказывает педагог. Важно, чтобы педагог в процессе сочинения сюжета, обыгрывания конкретных действий постоянно заострял внимание детей на нравственной стороне конфликта, выяснял с ними, кто прав, а кто виноват, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Надо не допускать чисто развлекательного характера игры, разъяснять смысл каждого события, спрашивать детей о том, как они его понимают. Как видно из разобранного примера, чаще всего педагог стимулирует творческую активность детей в процессе разворачивания заранее придуманного сюжета и музыкального материала. Для педагога важно, чтобы дети активно включались в процесс сочинения спектакля, предлагали свои версии. На это не нужно жалеть времени – необходим период «вживания» в сюжет. Иногда дети начинают играть на эту тему и дома, привлекая к сочинительству своих родителей. Такое сотворчество, безусловно, нужно поощрять, так как общий интерес всегда объединяет; при этом не важно, кто именно придумал, главное, что придумали вместе и получилось здорово. После сочинения игрового сюжета детям было предложено обыграть эту ситуацию в театральном действии. Так как в сказке участвуют разные персонажи, дети выбирали себе роль самостоятельно. Естественно роль Фиалочки досталась девочке- имениннице. Педагоги предложили детям поиграть с куклами разного вида кукольного театра. И дети с большим удовольствием приняли эту идею. Почему мы выбрали кукольный театр для этой постановки? В нашем саду есть куклы разного вида кукольного театра. Известно, что дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению. Главная идея при использовании театральных кукол в играх, спектаклях – это воспитание при помощи маленьких «воспитателей»- кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны ( а что может быть более наглядным и действенным в воспитании). Важно также и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе и т.д.) Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее. В дошкольном детстве очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке. Безусловно, заниматься «сочинительством», особенно вместе с детьми, на пустом месте невозможно. Для этого педагогу необходимо иметь замысел, общее представление о структуре будущего спектакля и определенный репертуарный запас – музыкальный и поэтический. Работа над каждым конкретным сценарием заставляет воспитателей подбирать литературный материал, из которого можно подчерпнуть знания для оформления спектакля, создания костюма, а также подбор музыкального репертуара. Приложение 1 Сказка, придуманная детьми. Жила-была Фиалочка на полянке. Однажды у нее был день рождения. Она любила друзей и всех пригласила к себе в гости. К ней пришли цветочки и поздравили ее. Пришли смешные клоуны и развеселили ее. Потом пришла дрессировщица со своими собачками. Они устроили праздник. Но вдруг прибежали злые букашки. Они рассердились, что их не позвали. Они стали всем мешать. Фиалочка стала громко кричать и звать на помощь птичек. Птички прилетели и звонко запели. Букашкам понравилась их песенка и они стали танцевать, а потом попросили остаться на дне рождении и поздравили Фиалочку своим веселым танцем. Фиалочка поблагодарила всех за поздравления. Потом все стали веселиться, петь и танцевать вместе. Для более четкой и целенаправленной организации подготовки театрального действия мы предлагаем следующий вариант в виде схемы или таблицы: распределение ролей; подборка музыкального репертуара; литературный материал; используемые разные виды театров. Подбор материала к театральному действию «День рождение Фиалочки». № Персонажи Музыкальный репертуар Стихи Разговорная речь. Виды кукольного театра, Атрибуты, костюмы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Солнце Цветы: Колокольчик Георгин Подсолнух ФиалочкаМотыльки Заяц Аленушка Цветок-василек. Клоуны Дрессировщица с собачками. Букашки Птицы Все персонажи Действие на полянке проходит на фоне музыки И. Штрауса «Венский вальс» Веселая музыка. Танец « Васильки» композиция движений Л.А. Кустовой Частушки Танец « Танец собачек». « Рэг-тайм» муз. С.ДжоплинаТревожная музыка. Песня « А воробьи чирикают». Песня « Доброта» муз. Е.А. Гомонова + + + + + + + + + + + + + Плоскостной Большая напольная (ростовая ) кукла. Большая напольная кукла. Мягкая игрушка- подушка. Костюм. Платковые куклы-бабочки. Шапочка Платковая кукла. Платье, шапочка Перчаточная кукла. Куклы-марионетки. Перчаточные куклы. Оригами. Мы попытались показать, как на простых вымышленных сюжетах, придуманных вместе с детьми, можно развивать у детей умение общаться, развивать добрые чувства в отношениях со сверстниками, выражать себя в речи и движениях, входить в образ, оценивать результат и т.д. Из маленьких сценок постепенно собирается целый спектакль, в котором участвуют все дети. Мы надеемся, что предлагаемая нами идея, поможет вам организовать такой сложный процесс, как развитие творческой игры на основе игрового замысла вымышленных сюжетов в совместной деятельности с детьми и внесении ее в досуги, посвященные дню рождения детей, или перерастания ее в спектакль. Пожелания детей на день рождения: Я хочу пожелать Фиалочке быть красивой, и чтобы все любили ее. ( Рома М.) Я желаю Фиалочке хорошего настроения. ( Кирилл). Я хочу, что бы Фиалочка вкусно пахла, была милой и здоровой. ( Варя). Желаю, чтобы исполнились все мечты. ( Катя). В день рождения я пожелала бы, что бы она была доброй. ( Саша О). Список используемой литературы: 1. М.И. Родина, А.И. Буренина «Кукляндия». 2. Ю.П. Богомолова «Кукольный театр - детям». 3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». 4. Г.П. Иванова «Театр настроений». 5. Н. Трифонова «Кукольный театр своими руками» Айрис Пресс. Рольф Москва 2001. 6. Составитель О.П. Власенко «Театр кукол и игрушек в ДОУ» Изд. «Учитель» Волгоград. 7. «Секреты кукольного театра» Панорама «Молодежной эстрады» №1- 2000г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»